Дешифровка надписи сосуда № 2 из кургана Ошад майкопской культуры
А. К. Вороков
Загрузить полный текст
Аннотация: Серебряный сосуд № 2 из кургана Ошад майкопской культуры (IV тыс. до н.э.) посвящен культу сияющего бога-покровителя Тха. Информация, заключенная в его пиктограммах, не выходит за пределы сакрального нарратива и в отличие от разноплановых текстов сосуда № 1 укладывается в одном предложении. Актуальность темы обусловлена необходимостью проведения комплексного и всестороннего исследования ряда древнейших эпиграфических памятников Северного Кавказа на предмет установления их подлинной семантики и этимологии. Основная цель – дешифровка надписи посредством диалектов адыгского языка, родственного хаттскому (раннему). Главные задачи: 1. Провести обстоятельный анализ пиктограмм, их фрагментов и сочетаний на базе адыгской терминологии с учетом грамматического строя языка (морфологии, синтаксиса, орфографии); 2. Воссоздать релевантные лексические и звуковые элементы с последующей пошаговой лингвистической и семантической реконструкцией нарратива; 3. Соотнести полученные результаты с многоотраслевыми разносторонними научными данными, мифологией. Исследование проводится на основе принципа историзма, в рамках междисциплинарного подхода с использованием лингвистической компаративистики, ретроспективного, глоттохронологического и других вспомогательных и сопутствующих методов. Впервые принимается в расчет символ бога Тха – основополагающая пиктограмма в стилизованном, узорчатом оформлении, которая расценивалась в научном сообществе как орнаментальный образ древа жизни, цветка или водоема. В этнолингвистическом аспекте надпись идентифицирована хатто-адыгской и представляет основанный на пиктографических образах особый вид письма, функционировавший на ранних этапах эволюции архаичной письменности. Для наглядности и более доходчивого восприятия некоторые языковые единицы выделены или приводятся в кириллической транскрипции.
Ключевые слова: хатто-адыго-абхазский язык, синкретический стиль письма, эклектичные образы, ключевая пиктограмма, культ священного бога Тха, солярный и лунный аспекты, крест – древнейший символ Тха
Для цитирования. Вороков А. К. Дешифровка надписи сосуда № 2 из кургана Ошад майкопской культуры // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2025. Т. 27. № 3. С. 189–209. DOI: 10.35330/1991-6639-2025-27-3-189-209
Список литературы
- Пиотровский Ю. Ю. Заметки о сосудах с изображениями из Майкопского кургана (Ошад) // Памятники древнего и средневекового искусства. Сб. статей в память проф. В. И. Равдоникаса. Проблемы археологии. 1994. Вып. 3. СПб: СПбГУ. С. 85–92.
- Вороков А. К. К интерпретации надписей сосуда № 1 из кургана Ошад майкопской культуры // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2024. Т. 26. № 5. С. 230–250. DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-5-230-250
- Бгажноков Б. Х. Самоидентификация черкесских князей и их место в системе геральдических символов Евразии // Вестник КБИГИ. 2019. № 2(41). С. 7–12. DOI: 10.31007/2306-5826-2019-2-41-7-12
- Шазо А. М. Глава нартов Орзэмэдж и бог Древнего Египта Осирис как корреляты // Вестник АГУ. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. Вып. 2(299). С. 88–100. DOI: 10.53598/2410-3691-2022-2-299-88-100
- Сивер А. В. Вопросы раннего этногенеза адыгов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 246–250. EDN: SYZJCV
- Лавров Л. И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик: Кабполиграфиздат, 1954. Вып. III. С. 193–207.
- Тихонова А. П. Теонимия хаттского языка: сравнительно-исторический и типологический аспекты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. 2014. Вып. 4(149). С. 74–79. EDN: TNJKWV
- Марр Н. Я. О языке и истории абхазов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 439 с.
- Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 263 с.
- Истрин В. А. Развитие письма. М.: Издательство Академии наук, СССР, 1961. 395 с.
- Асланова Л. А. Истоки культовой символики в традиционном орнаментальном искусстве адыгов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 3. С. 38–42. EDN: KVXQVX
- Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик: Эльбрус. 1982. 194 с.
- Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Сост.: Б. Ч. Бижоев, Х. Ч. Желетежев, Д. М. Кумыкова, Х. Т. Тимижев. Нальчик: Фрегат, 2021. 792 с.
- Шаов Ж. А., Меретуков К. Х., Водождоков Х. Д. и др. Адыгейско-русский словарь. Адыгейск; Майкоп, 1975. 440 с.
- Касландзи В. А., Джонуа Б. Г. Памяти славного сына Кабарды и верного друга Апсны Султана Сосналиева посвящаем. Русско-абхазский словарь. В трех томах. Том первый. А–М /Сухум: Дом печати, 2016. 800 с.
- БищIо Б. Ч. Адыгэбзэм и псалъэгъэнахуэ. Налшык: Эльбрус, 2015. 376 с.
- Чамокова С. Т. Трансформация религиозных взглядов адыгов на примере основных адыгских космогонических божеств // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 48–53. EDN: VAUJOZ
- Тихонова А. П. Хаттско-абхазо-адыгские лексические параллели: история и современность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. 2017. Вып. 2(197). С. 119–125. EDN: ZEVMST
- Куёк А. С. Мифические образы уда и джынэ в адыгском нартском эпосе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. Вып. 2(153). С. 171–176. EDN: UDULJL
- Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: монография. 1959. С. 193–236.
- Бгажноков Б. Х. Кассито-хатто-каскейские историко-культурные и лексические параллели // Вестник КБИГИ. 2019. № 3(42). С. 15–22. DOI: 10.31007/2306-5826-2019-3-42-15-22
- Казарницкий А. А. Краниология населения майкопской культуры: «новые» старые материалы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 1(41). С. 148–155. EDN: LBDKIB
- Тихонова А. П. Времена и наклонения в хаттском и абхазо-адыгских языках // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Выпуск 1(192). С. 108–114. EDN: YPCHCJ
- Вороков А. К. Феномен Тха. Нальчик: Принт-Центр, 2020. 388 с.
Информация об авторе
Вороков Анзор Кушумзукович, мл. науч. сотр. лаборатории «Цифровая палеография»
научно-инновационного центра «Естественно-научные методы в археологии, антропологии и
археографии», Кабардино-Балкарский научный центр РАН;
360010, Россия, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2;
legatto777@yandex.ru, ORCID: http://orcid.org/0009-0001-9087-5665, SPIN-код: 5021-3219