Цифровая кооперация в пассажирских авиаперевозках как фактор повышения качества обслуживания пассажиров
К. К. Лавская, С. Е. Барыкин, С. Г. Божук, Е. А. Макаренко
Загрузить полный текст
Аннотация: Статья посвящена исследованию темы цифровой кооперации в пассажирских авиаперевозках, основная идея которой заключается в объединении всех участников процесса пассажирских авиаперевозок и сопутствующих услуг на единой цифровой платформе для повышения качества обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности авиаперевозок. Цель исследования заключается в разработке схем взаимодействия участников цифровой кооперации на рынке пассажирских авиаперевозок. Авторами представлены результаты проведенного контент-анализа, отображающего современное состояние и тенденции функционирования рынка воздушных
авиаперевозок на примере деятельности и количества авиационных и неавиационных партнеров таких российских авиакомпаний, как «Россия», «КрасАвиа», «РусЛайн» и «2-й Архангельский объединенный авиаотряд». Выявлено значительное количество партнеров у авиакомпаний, что подтверждает актуальность темы цифровой кооперации для дальнейшего повышения качества взаимодействия участников рынка и обслуживания авиапассажиров. В регионах, где авиаперевозки представляют собой основной вид транспорта и играют ключевую роль в мобильности граждан, реализация цифровой кооперации позволит повысить информированность и комфорт при планировании и осуществлении перемещения, что способствует развитию сопутствующих услуг, необходимых в процессе путешествия, внося вклад в предпринимательское и инфраструктурное
развитие регионов Российской Федерации. В качестве темы научной дискуссии авторы предлагают обсудить возможное влияние цифровой кооперации на повышение качества жизни населения на примере регионов, где авиаперевозки играют ключевую роль в мобильности граждан.
Ключевые слова: цифровая кооперация, пассажирские авиаперевозки, воздушный транспорт, авиакомпания, взаимодействие, рынок пассажирских авиаперевозок, логистика пассажирских авиаперевозок, маркетинг, экономика сферы услуг
Для цитирования. Лавская К. К., Барыкин С. Е., Божук С. Г., Макаренко Е. А. Цифровая кооперация в пассажирских авиаперевозках как фактор повышения качества обслуживания пассажиров // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2025. Т. 27. № 3. С. 154–169. DOI: 10.35330/1991-6639-2025-27-3-154-169
Список литературы
- Bai C., Quayson M., Sarkis J. COVID-19 pandemic digitization lessons for sustainable development of micro-and small-enterprises. Sustain. Prod. Consum. 2021. Vol. 27. Pp. 1989–2001. DOI: 10.1016/j.spc.2021.04.035
- Donida B., da Costa C.A., Scherer J.N. Making the COVID-19 pandemic a driver for digital health: brazilian strategies. JMIR Public Health Surveill. 2021. Vol. 7. No. 6. P. e28643. DOI: 10.2196/28643
- Ерохин Д. Ф., Зайцева И. В. Инновационные решения авиакомпаний в условиях эпидемиологического кризиса // Стратегическое развитие инновационного потенциала
отраслей, комплексов и организаций: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 22–23 октября 2021 г. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 32–35. EDN: DCKKWZ - Booyse W., Wilke D.N., Heyns S. Deep digital twins for detection, diagnostics and prognostics. Mechanical Systems and Signal Processing. 2020. Vol. 140. P. 106612. DOI: 10.1016/j.ymssp.2019.106612
- Marmolejo-Saucedo J.A. Design and development of digital twins: a case study in supply chains. Mobile Networks and Applications. 2020. Vol. 25. No. 6. Pp. 2141–2160. DOI: 10.1007/s11036-020-01557-9
- Lu Y., Liu C., Wang K. I.-K. et al. Digital twin-driven smart manufacturing: connotation, reference model, applications and research issues. Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. Vol. 61. P. 101837. DOI: 10.1016/j.rcim.2019.101837
- Sacks R., Brilakis I., Pikas E. et al. Construction with digital twin information systems. Data-Centric Engineering. 2020. Vol. 1. P. e14. DOI: 10.1017/dce.2020.16
- Hossain T.M.T., Akter S., Kattiyapornpong U., Dwivedi Y. Reconceptualizing integration quality dynamics for omnichannel marketing. Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 87. No. 4. Pp. 225–241. DOI: 10.1016/j.indmarman.2019.12.006
- Cui T.H., Ghose A., Halaburda H. et al. Informational challenges in omnichannel marketing: remedies and future research. Journal of Marketing. 2021. Vol. 85. No. 2. P. 002224292096881. DOI: 10.1177/0022242920968810
- Lee W.-J. Unravelling consumer responses to omni-channel approach. Journal of theoretical and applied electronic commerce research. 2020. Vol. 15. No. 3. Pp. 37–49. DOI: 10.4067/S0718-18762020000300104
- Gao W., Fan H. Omni-channel customer experience (in) consistency and service success: a study based on polynomial regression analysis. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2021. Vol. 16. No. 6. Pp. 1997–2013. DOI: 10.3390/jtaer16060112
- Hajdas M., Radomska J., Silva S.C. The omni-channel approach: a utopia for companies? Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 65. P. 102131. DOI: 10.1016/j.jretconser.2020.102131
- Saghiri S., Wilding R., Mena C., Bourlakis M. Toward a three dimensional framework for omni-channel. Journal of Business Research. 2017. Vol. 77. No. 2. Pp. 53–67. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.03.025
- Verhoef P.C., Kannan P.K., Inman J.J. From multi-channel retailing to omni-channel retailing: introduction to the special issue on multi-channel retailing. Journal of Retailing. 2015. Vol. 91. No. 2. Pp. 174–181. DOI: 10.1016/j.jretai.2015.02.005
- Лавская К. К., Барыкин С. Е., Капустина И. В., Карманова А. Е. Роль цифровых платформ в улучшении качества жизни: перспективы внедрения цифровой кооперации // В кн. Глобальные вызовы цифровой трансформации рынков. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2023. С. 192–208. EDN: GHMRYK
- Лавская К. К. Цифровая кооперация в пассажирских авиаперевозках // Исследования и инновации в науке 2024: Сборник материалов III Международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 12 марта 2024 года. М.: Научный центр «Издание», С. 41–45. EDN: GKKQAC
- An J., Mikhaylov A., Jung S.-U. A linear programming approach for robust network revenue management in the airline industry. Journal of Air Transport Management. 2021. Vol. 91. No. 4. P. 101979. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2020.101979
- Зайцева И. В., Панкратова А. Р. Развитие рынка пассажирских авиаперевозок между Северо-Западным и Дальневосточным федеральными округами // Современный ученый. 2017. № 5. С. 185–189. EDN: ZSJMFP
- Зайцева И. В., Бородулина С. А. Исследование авиационной системы Арктической зоны Российской Федерации // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 159–161. DOI: 10.52375/20728689_2022_1_159. EDN: HOJJXE
- Ablyazov T., Asaul V. Development of the Arctic transport infrastructure in the digital economy. Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 57. No. 1. Pp. 1–8. DOI: 10.1016/j.trpro.2021.09.018
- Pugachev I., Kulikov Yu., Markelov G., Ostapenko A. Peculiarities of strategic transport development in the Russian Far East and the Arctic. Transportation Research Procedia. 2021. Vol. 57. No. 1. Pp. 511–517. DOI: 10.1016/j.trpro.2021.09.079
- Табунков Е. В., Сливинский Д. В. Подходы к определению эффективности коммерческой деятельности аэропортовых предприятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022.
№ 4-2. C. 158–163. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-4-2-158-163
Информация об авторах
Лавская Кристина Константиновна, соискатель ученой степени канд. экон. наук Институтa
промышленного менеджмента и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет
Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
kristinalavskay@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/000-0001-6372-4282, SPIN-код: 3484-8977
Барыкин Сергей Евгеньевич, д-р экон. наук, профессор Института промышленного менеджмента
и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
sbe@list.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9048-009X, SPIN-код: 9382-2074
Божук Светлана Геннадьевна, д-р экон. наук, профессор Института промышленного менеджмента
и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
bojuk_svetlana@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8179-5882, SPIN-code: 3021-5480
Макаренко Евгений Александрович, канд. экон. наук, доцент Института промышленного
менеджмента и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50;
доцент Института технологий предпринимательства и права, Санкт-Петербургский государственный
университет аэрокосмического приборостроения;
190000, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67;
ss300@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3461-3166, SPIN-код: 8363-8144